«Геоакадемия» — единая образовательная сеть наставнических программ для школьников и студентов
«Геоакадемия» — единая образовательная сеть наставнических программ для школьников и студентов Выходцев Александр Михайлович Региональный центр выявления и поддержки одаренных детей Тюменской области «Новое поколение», Россия, г. Тюмень Крестьянникова Елизавета Вячеславовна ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», Институт химии, Россия, г. Тюмень Центр географического образования молодежи «Геоакадемия» (Геоакадемия) — один из немногих центров дополнительного и профориентационного образования в области географии, экологии и картографии в Уральском федеральном округе. Осенью 2015 года на базе Института наук о Земле Тюменского государственного университета (ИНЗЕМ ТюмГУ) был запущен проект инициативных преподавателей ТюмГУ и членов Русского географического общества (РГО) — профориентационные курсы по географии для учащихся школ Тюмени. Первый набор составил 5 человек, которые сегодня являются студентами Института наук о Земле. Через год курсы стали именоваться «Образовательные классы «Геолаб» и «Экоюниор». В 2017 году на базе текущих проектов была основана «Геоакадемия». В настоящее время в Геоакадемии обучаются более 100 школьников Тюмени и Тюменского района. Образовательную часть осуществляют преподаватели, магистранты и аспиранты ТюмГУ, члены РГО, приглашенные специалисты и эксперты в области региональной экологии и географии. Воспитательная часть реализуется через мероприятия Молодежного клуба Русского географического общества, силами активистов Клуба из числа студентов ТюмГУ. Сегодня миссия Геоакадемии — перевернуть мировоззрение школьников, отношение к географии как предмету, наладить мост между школой и вузом, показать молодежи возможности эколого-географического образования как междисциплинарного комплекса, позволяющего познавать окружающий мир. Двигаться по заданной миссии позволяет партнерство с Региональным центром выявления и поддержки одаренных детей Тюменской области «Новое поколение» (Регцентр), ТюмГУ и РГО, сотрудничество Геоакадемии с общеобразовательными учреждениями Тюмени и Тюменской области, профильными научно-исследовательскими организациями, коммерческими партнерами на условиях социального партнерства. В Геоакадемии в настоящее время осуществляется ряд проектов: 1) Геоакадемия-Факультет — очный образовательный факультет для учащихся 8–11 классов Тюмени. На факультете реализуются как универсальные курсы (программа приближена к университетской географии и экологии), так и специализированные элективные курсы, ориентированные на направления подготовки в ИНЗЕМ ТюмГУ и направления будущего (ГИС-технологии в картографировании, урбоэкология и геоурбанистика, анализ природных рисков и катастроф, инновационное природопользование, рециклинг отходов бытовой и производственной деятельности). Кроме этого, с 2017 года введен курс «Новый Я» (личностно-психологическая практика) и «Английский язык в географии и экологии». С 2018 года в рамках данного проекта проводится «Большой LAB» — практико-ориентированное приложение к курсам, где школьники посещают лаборатории для осуществления проектной деятельности совместно со студентами, аспирантами и преподавателями ИНЗЕМ ТюмГУ. 2) Геоакадемия-Олимп — очные и дистанционные курсы по подготовке учащихся к олимпиадам по географии и экологии разного статуса. В рамках данного проекта проводится серия олимпиад: «Геокиндер» — региональная профильная олимпиада по географии для учащихся 4–7 классов Тюменской области, ХМАО и ЯНАО (оператор проведения — Ресурсно-методический центр Тюменского отделения РГО); «Менделеев: география+экология» — региональная многопрофильная олимпиада для учащихся 8–11 классов регионов России (оператор проведения — Тюменский государственный университет). 3) Геоакадемия-Дистант — заочный образовательный факультет для учащихся с 5 по 11 классов регионов России. Образовательная площадка открывается в ноябре 2019 года. Образовательные программы базируются на принципах мультидисциплинарного подхода, основ технологического и социального предпринимательства, бизнес-проектирования в области двух образовательных треков — освоение Мирового океана и Арктики (направления в рамках конкурса «Большие вызовы» и олимпиады НТИ). Обучение участников по программам осуществляется посредством образовательной платформы eliademy.com. Кроме этого, участники Геоакадемии для закрепления полученных знаний и умений имеют возможность посещать учебно-научные школы и детские лагеря для одаренных детей (Фонд «Талант и успех»): «Артек», «Смена», «Океан» в партнерстве с РГО, «Квинтэссенция» ТюмГУ. 4) Для категории «студенчество» в Геоакадемии существует проект «Геоакадемия-Студент», в его рамках проводится экологический конкурс проектов «Экоолимп» в партнерстве с промышленными предприятиями Тюменской области (победители конкурса из числа бакалавров проходят стажировку на предприятиях). С 2020 года запускается проект Research Startup Workshop (RSW) — воркшоп стартовых исследований — комплекс проектных мероприятий, нацеленный на получение студентами базовых компетенций в осуществлении исследовательской деятельности в области географии, экологии и картографии. При работе со студентами важно осознавать, что в «студенческой среде произошла существенная деформация профессиональной и миграционной мотивации, гражданских позиций и нравственных ценностей» [1]. Рассуждая над этим, необходимо обратиться к смыслу термина «наставничество». Существует огромное количество определений понятия наставничества, одно из них: «Наставничество — форма воспитания и профессиональной подготовки молодежи, осуществляемая старшим поколением. С психологической точки зрения, наставничество — это доверительное общение двух поколений с целью передачи профессионального опыта и нравственных норм» [2]. Все реализуемые образовательные продукты Геоакадемии в первую очередь направлены именно на «передачу знаний, профессионального опыта и нравственных норм». Важным аспектом является использование в качестве наставников обучающихся (студентов, магистрантов, аспирантов). В этом случае развивается так называемое «последовательное наставничество» (рис. 1). Рисунок 1. Схема взаимодействия субъектов в последовательном наставничестве Этот способ наставничества позволяет проводить адаптацию текущих студентов к будущей профессиональной и педагогической деятельности. В рамках этого направления параллельно с запуском самой образовательной программы «Геоакадемия-Дистант» создается институт тьюторов и кураторов из числа студентов. Тьюторская активность направлена на получение представителями студенчества навыков работы с детьми и молодежью, умением оказывать консультационные образовательные услуги, совершенствовать личные коммуникации и создавать благоприятный фон между участниками (учащимися школьных организаций). Возможность стать тьютором предоставляется путем отбора: учитывается балл ЕГЭ по профильному предмету (не менее 70 баллов), успеваемость по всем дисциплинам на «4» и «5», отсутствие академической задолженности и дополнительный критерий — портфолио (сертификаты и наградные материалы в области работы с детьми и молодежью). По результатам обучения и работы на программе студент получает soft-skills в области работы с одаренными детьми и молодежью, коммуникационных и педагогических технологий, а также получает возможность пройти стажировку на образовательных программах Регцентра «Новое поколение». Такой подход устанавливает прочную связь Регцентра с кураторами и создает базу одаренных студентов, а студенты в свою очередь получают педагогический старт и ориентир в сторону преподавательской деятельности. Все участники Геоакадемии являются держателями бонусных карт Realtalk (Rt) ТюмГУ, а наиболее отличившиеся получаются дополнительные баллы при поступлении в ТюмГУ на любые направления подготовки. Система лояльности Rt позволяет проводить мониторинг активностей участников образовательных продуктов и других мероприятий, реализуемых Регцентром и ТюмГУ. Кроме того, Rt служит инструментом для дальнейшего сопровождения участников и выстраивания индивидуальных образовательных траекторий. В качестве оценки эффективности реализованных проектов необходимо отметить следующее: - около одной трети участников программ Геоакадемии ежегодно становятся студентами бакалавриата естественно-научного направления ТюмГУ; - наиболее одаренные ученики программ регулярно поступают в ведущие учреждения высшего образования по направлениям географии, экологии и картографии (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Томск); - ежегодно участники Геоакадемии пополняют список победителей и призеров регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по географии и экологии. Таким образом, на базе Геоакадемии реализуется непрерывное географическое образование посредством различных форматов взаимодействия между воспитанниками и наставниками в комфортном режиме вследствие возможности самостоятельного выбора уровня сложности образовательного трека с учетом возрастных и интеллектуальных особенностей школьников. Образовательная площадка Геоакадемии охватывает все категории обучающихся: от младших школьников до выпускников университета. Такая система программ позволяет создать единую образовательную среду и успешно осуществляется благодаря формату наставничества.
Литература 1. Никитина, В. В. Роль наставничества в современном образовании /В.В. Никитина// Отечественная и зарубежная педагогика. –2013. – № 6 (15). – С. 50–56. 2. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. – М.: Издательство ИКАР, 2009. |