«Геоакадемия» — единая образовательная сеть наставнических программ для школьников и студентов

«Геоакадемия» — единая образовательная сеть наставнических программ для школьников и студентов
«Geoacademy» — a unified educational network of mentoring programs for schoolchildren and students

Выходцев Александр Михайлович
Vyhodcev Aleksandr Mihajlovich

Региональный центр выявления и поддержки одаренных детей Тюменской области «Новое поколение», Россия, г. Тюмень
Regional Center for the Identification and Support of Gifted Children of the Tyumen Region “New Generation”, Russia, Tyumen

Крестьянникова Елизавета Вячеславовна
Krestyannikova Elizaveta Vyacheslavovna

ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», Институт химии, Россия, г. Тюмень
Tyumen State University, Institute of Chemistry, Russia, Tyumen

Центр географического образования молодежи «Геоакадемия» (Геоакадемия) — один из немногих центров дополнительного и профориентационного образования в области географии, экологии и картографии в Уральском федеральном округе.

Осенью 2015 года на базе Института наук о Земле Тюменского государственного университета (ИНЗЕМ ТюмГУ) был запущен проект инициативных преподавателей ТюмГУ и членов Русского географического общества (РГО) — профориентационные курсы по географии для учащихся школ Тюмени. Первый набор составил 5 человек, которые сегодня являются студентами Института наук о Земле. Через год курсы стали именоваться «Образовательные классы «Геолаб» и «Экоюниор». В 2017 году на базе текущих проектов была основана «Геоакадемия».

В настоящее время в Геоакадемии обучаются более 100 школьников Тюмени и Тюменского района. Образовательную часть осуществляют преподаватели, магистранты и аспиранты ТюмГУ, члены РГО, приглашенные специалисты и эксперты в области региональной экологии и географии. Воспитательная часть реализуется через мероприятия Молодежного клуба Русского географического общества, силами активистов Клуба из числа студентов ТюмГУ.

Сегодня миссия Геоакадемии — перевернуть мировоззрение школьников, отношение к географии как предмету, наладить мост между школой и вузом, показать молодежи возможности эколого-географического образования как междисциплинарного комплекса, позволяющего познавать окружающий мир.

Двигаться по заданной миссии позволяет партнерство с Региональным центром выявления и поддержки одаренных детей Тюменской области «Новое поколение» (Регцентр), ТюмГУ и РГО, сотрудничество Геоакадемии с общеобразовательными учреждениями Тюмени и Тюменской области, профильными научно-исследовательскими организациями, коммерческими партнерами на условиях социального партнерства.

В Геоакадемии в настоящее время осуществляется ряд проектов:

1) Геоакадемия-Факультет — очный образовательный факультет для учащихся 8–11 классов Тюмени. На факультете реализуются как универсальные курсы (программа приближена к университетской географии и экологии), так и специализированные элективные курсы, ориентированные на направления подготовки в ИНЗЕМ ТюмГУ и направления будущего (ГИС-технологии в картографировании, урбоэкология и геоурбанистика, анализ природных рисков и катастроф, инновационное природопользование, рециклинг отходов бытовой и производственной деятельности). Кроме этого, с 2017 года введен курс «Новый Я» (личностно-психологическая практика) и «Английский язык в географии и экологии». С 2018 года в рамках данного проекта проводится «Большой LAB» — практико-ориентированное приложение к курсам, где школьники посещают лаборатории для осуществления проектной деятельности совместно со студентами, аспирантами и преподавателями ИНЗЕМ ТюмГУ.

2) Геоакадемия-Олимп — очные и дистанционные курсы по подготовке учащихся к олимпиадам по географии и экологии разного статуса. В рамках данного проекта проводится серия олимпиад: «Геокиндер» — региональная профильная олимпиада по географии для учащихся 4–7 классов Тюменской области, ХМАО и ЯНАО (оператор проведения — Ресурсно-методический центр Тюменского отделения РГО); «Менделеев: география+экология» — региональная многопрофильная олимпиада для учащихся 8–11 классов регионов России (оператор проведения — Тюменский государственный университет).

3) Геоакадемия-Дистант — заочный образовательный факультет для учащихся с 5 по 11 классов регионов России. Образовательная площадка

открывается в ноябре 2019 года. Образовательные программы базируются на принципах мультидисциплинарного подхода, основ технологического и социального предпринимательства, бизнес-проектирования в области двух образовательных треков — освоение Мирового океана и Арктики (направления в рамках конкурса «Большие вызовы» и олимпиады НТИ). Обучение участников по программам осуществляется посредством образовательной платформы eliademy.com.

Кроме этого, участники Геоакадемии для закрепления полученных знаний и умений имеют возможность посещать учебно-научные школы и детские лагеря для одаренных детей (Фонд «Талант и успех»): «Артек», «Смена», «Океан» в партнерстве с РГО, «Квинтэссенция» ТюмГУ.

4) Для категории «студенчество» в Геоакадемии существует проект «Геоакадемия-Студент», в его рамках проводится экологический конкурс проектов «Экоолимп» в партнерстве с промышленными предприятиями Тюменской области (победители конкурса из числа бакалавров проходят стажировку на предприятиях). С 2020 года запускается проект Research Startup Workshop (RSW) — воркшоп стартовых исследований — комплекс проектных мероприятий, нацеленный на получение студентами базовых компетенций в осуществлении исследовательской деятельности в области географии, экологии и картографии.

При работе со студентами важно осознавать, что в «студенческой среде произошла существенная деформация профессиональной и миграционной мотивации, гражданских позиций и нравственных ценностей» [1]. Рассуждая над этим, необходимо обратиться к смыслу термина «наставничество». Существует огромное количество определений понятия наставничества, одно из них: «Наставничество — форма воспитания и профессиональной подготовки молодежи, осуществляемая старшим поколением. С психологической точки зрения, наставничество — это доверительное общение двух поколений с целью передачи профессионального опыта и нравственных норм» [2].

Все реализуемые образовательные продукты Геоакадемии в первую очередь направлены именно на «передачу знаний, профессионального опыта и нравственных норм».

Важным аспектом является использование в качестве наставников обучающихся (студентов, магистрантов, аспирантов). В этом случае развивается так называемое «последовательное наставничество» (рис. 1).

image

Рисунок 1. Схема взаимодействия субъектов в последовательном наставничестве

Этот способ наставничества позволяет проводить адаптацию текущих студентов к будущей профессиональной и педагогической деятельности. В рамках этого направления параллельно с запуском самой образовательной программы «Геоакадемия-Дистант» создается институт тьюторов и кураторов из числа студентов. Тьюторская активность направлена на получение представителями студенчества навыков работы с детьми и молодежью, умением оказывать консультационные образовательные услуги, совершенствовать личные коммуникации и создавать благоприятный фон между участниками (учащимися школьных организаций). Возможность стать тьютором предоставляется путем отбора: учитывается балл ЕГЭ по профильному предмету (не менее 70 баллов), успеваемость по всем дисциплинам на «4» и «5», отсутствие академической задолженности и дополнительный критерий — портфолио (сертификаты и наградные материалы в области работы с детьми и молодежью).

По результатам обучения и работы на программе студент получает soft-skills в области работы с одаренными детьми и молодежью, коммуникационных и

педагогических технологий, а также получает возможность пройти стажировку на образовательных программах Регцентра «Новое поколение». Такой подход устанавливает прочную связь Регцентра с кураторами и создает базу одаренных студентов, а студенты в свою очередь получают педагогический старт и ориентир в сторону преподавательской деятельности.

Все участники Геоакадемии являются держателями бонусных карт Realtalk (Rt) ТюмГУ, а наиболее отличившиеся получаются дополнительные баллы при поступлении в ТюмГУ на любые направления подготовки. Система лояльности Rt позволяет проводить мониторинг активностей участников образовательных продуктов и других мероприятий, реализуемых Регцентром и ТюмГУ. Кроме того, Rt служит инструментом для дальнейшего сопровождения участников и выстраивания индивидуальных образовательных траекторий.

В качестве оценки эффективности реализованных проектов необходимо отметить следующее:

- около одной трети участников программ Геоакадемии ежегодно становятся студентами бакалавриата естественно-научного направления ТюмГУ;

- наиболее одаренные ученики программ регулярно поступают в ведущие учреждения высшего образования по направлениям географии, экологии и картографии (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Томск);

- ежегодно участники Геоакадемии пополняют список победителей и призеров регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по географии и экологии.

Таким образом, на базе Геоакадемии реализуется непрерывное географическое образование посредством различных форматов взаимодействия между воспитанниками и наставниками в комфортном режиме вследствие возможности самостоятельного выбора уровня сложности образовательного трека с учетом возрастных и интеллектуальных особенностей школьников. Образовательная площадка Геоакадемии охватывает все категории обучающихся: от младших школьников до выпускников университета. Такая

система программ позволяет создать единую образовательную среду и успешно осуществляется благодаря формату наставничества.

 

Литература

1. Никитина, В. В. Роль наставничества в современном образовании /В.В. Никитина// Отечественная и зарубежная педагогика. –2013. – № 6 (15). – С. 50–56.

2. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. – М.: Издательство ИКАР, 2009.